ЧПУ – аббревиатура, происходящая от сочетания слов «Человеко-понятные УРЛы» (английский термин — «Search Engine Friendly URLs»), то есть ЧПУ – адреса страниц (дружественные и красивые).
О том, что существует ЧПУ, многие знают, но не все умеют пользоваться этими очень интересными и удобными версиями. Пробовали пользоваться ими единицы. Непопулярными являются дружественные адреса, потому что очень сложно отыскать полную, да еще и написанную доступно рекомендацию, благодаря которой можно научиться использовать «Человеко-понятные УРЛы», хотя данное понятие введено очень давно. Попробую объяснить, почему необходимо выбирать оптимальную структуру ЧПУ.

Как же, все-таки, выглядит ЧПУ — адрес?

Стоит рассмотреть стандартные адреса нескольких страниц, присутствующих на многих сайтах:

site.ru/viewpage.php?page_id=3
my-site.com.ua/page.php?page_id=23&lang=1&news_id=154589
Рассмотрите, как пример, страницы с человеко-понятными адресами:
uniofweb.ru/contact/
uniofweb.ru/wiki/poiskovye_sistemy/
Даже, если бегло сравнить их, можно увидеть, что адреса с ЧПУ не такие громоздкие, а также более привлекательны.

chpu

Советую рассмотреть самые главные преимущества ЧПУ-адресов:

• Можно в адресе применить ключевые слова, это положительно сыграет при ранжирование страницы.
• Как адреса страниц, естественные ссылки передают все по нужным ключевым словам, которые содержатся в ЧПУ.
• Кликабельность сниппетов постоянно в выдаче улучшается, потому что ключевые слова в поиске подсвечиваются, этим привлекая больше внимания.
• Облегчает процесс запоминания адресов страниц.
• Благодаря ему, легче узнать, какая тематика страницы еще до момента перехода по нужной ссылке, что способно уменьшить показатель отказа, в том числе помогает привлечь большее количество целевых посетителей.
• Упрощается навигация по сайту. Пользователи сразу узнают о разделе ресурса (где он находится) и могут быстро перейти на высший уровень.
• ЧПУ снижает возможность появления внутренних дублей.
• Упрощается работа с веб-аналитикой.
Можно сделать вывод, что в использовании ЧПУ-адресов есть очень важные нюансы и учитывать их, просто, необходимо.

Чтобы полностью ощутить все плюсы ЧПУ-адресов, следует грамотно их использовать. Необходимо понять, какие отличия между старой и новой версиями адресов страниц сайта.

Как организовать структуру ЧПУ-адресов?

Тип сайта оказывает влияние при организации структуры ЧПУ-адресов. Адреса такого вида, как pagename, подходят для таких разделов, как «Информация», «Контакты», «Доставка» и других статических страниц во многих контент-проектах, в том числе и интернет-магазинах. Он применяется на всех типах сайта.

Многие адреса такого вида, как pagename.html, также подойдут для большинства статических страниц, причем, сайтов любых типов, но также могут обозначать разные рубрики. Например, «Отзывы», «Интервью», «Мебель», в контент-проектах, в том числе в интернет-магазинах.

Шаблон /id/title используют для динамических страниц разных сайтов, которые имеют единственную рубрику, причем особенно применим и для статических страниц новостного ресурса, а также обзорного. Например: /2442/raskrutka-saitov. Однако, у ID-записи существует один минус – людям сложно его запомнить. Но, ID в новостных проектах дает возможность адрес сделать уникальным, закрепив за конкретной статьей его.

Рекомендуется в ЧПУ-адресах, для запоминания ID и простоты передачи, их убирать, а в случае необходимости, сделать уникальным заголовок и добавить обязательно порядковый номер к нему.

Если важное место занимает в проекте актуальность материала, тогда в ЧПУ-адресах необходимо проставлять даты. Такого вида шаблон, как /year/month/day/title.html, поможет новые данные отфильтровать, учитывая точную дату, либо наоборот, очень быстро в поисковике получить доступ к статьям, которые были опубликованы в прошлые года. Такой шаблон подходит идеально для блогов, а также для новостных ресурсов.

В дневниках, новостных проектах, а также интернет-магазинах часто применяют шаблон, где отобразили навигационную цепочку и определили иерархию объектов.

Например: /category/subcategory/title может облегчить жизнь пользователю, в случае навигации, а также веб-мастеру при закреплении адресов за товарами и статьями.

Так что, лучше всего, в процессе проектирования, выбрать сначала все основные рубрики на сайте, затем нужно определить подрубрики, а уже затем элементы данных подрубрик. Строится организация ЧПУ таким образом, чтобы по нужному адресу прогонялась структура сайта. Например: приемлемы такие рубрики в городском портале, как /poster/, /news/, /job/, /gallery/, /forum/, /sport/. Целесообразно детализировать каждый раздел: /sport/figure-skating/luzniki или /sport/football/. Такие же рекомендации можно отнести к сайтам, которые имеют иерархическую структуру.

Что больше всего подходит — кириллица, латиница или транслитерация для того, чтобы написать ЧПУ-адреса?

Не смешивайте в ЧПУ различные шрифты, иначе пользователю придется изменить раскладку клавиатуры. При поисковом продвижении разницы нет, так как поисковики прекрасно распознают любой шрифт.

Нюансы, которые необходимо учесть в процессе организации ЧПУ:

1. В том случае, если какая-то часть адреса короткая, либо домен кириллический, тогда кириллица удобна. Составляет неудобство в процессе копирования из браузера и при вставке кодированных значений.

2. Латинское ЧПУ хорошо использовать для обозначения новостных рубрик, статических страниц, либо разделов «Контакты» (пользователи привыкли к таким обозначениям, как /contacts/ и /news/). Редко применяют латиницу для названия статей.

3. Транслитерация прекрасно используется для того, чтобы называть контент (поисковики способны понимать разные варианты).

Очень редко, составляя ЧПУ для различных рубрик маленького сайта, используют проверку подсветки в поиске.